Russian-speaking
 Python & Zope User Group

Главная |  Python |  Zope  

Python
Zope
Новости
Copyright
Ответственность  


ЖИВЫЕ РЫБЫ ПЛЫВУТ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

В последнее время специалисты всё уверенней говорят о разрушительном влиянии компьютерных игр на детский организм и детскую психику. Врачи, самые разные: окулисты, кардиологи, невропатологи, психиатры, – приводят свои доводы. Психологи – свои. Социологи, педагоги – свои. Но важнее всего, на наш взгляд, серьёзный разбор этого явления с духовных позиций. Телесное здоровье – это, в конце концов, нечто преходящее. Сегодня есть, завтра нет. А душа бессмертна. Вот только участь её может ждать разная. И главный долг каждого родителя безусловно состоит в том, чтобы печься прежде всего о спасении души своего ребёнка. «Как никто не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так нет оправдания родителям в грехах детей», – поучал святитель Иоанн Златоуст.

Мы предлагаем вашему вниманию беседу о компьютерных играх с насельником Оптиной пустыни, игуменом Ипатием (Хвостенко). Сюда, в эту известнейшую обитель, стекаются сейчас, как и до революции, толпы людей со всей России. И отец Ипатий, почти ежедневно на протяжении многих лет принимая исповедь, конечно, не раз и не два сталкивался с духовными последствиями этих модных забав. Поэтому стоит прислушаться к его словам, ведь расхлёбывать последствия всегда труднее, нежели предотвратить. А порой дело заходит так далеко, что и вовсе невозможно расхлебать…


Корр.: Что, на Ваш взгляд, важно понимать о компьютерных играх?

Игумен Ипатий: Мне кажется, компьютерные игры представляют собой одну из самых серьёзных опасностей, которые сейчас угрожают миру. Они стремительно захватывают личность и ведут к духовному перерождению человечества, причём к перерождению часто необратимому. Находясь в этом потоке, мы не можем в полной мере оценить масштаб катастрофических последствий, к которым неизбежно приведёт приобщение всё большего числа людей к компьютерным играм. Душа ребёнка, пристрастившегося к ним, уродуется с малолетства. Если таких душ будет большинство, это грозит человечеству, так сказать, духовной мутацией. Таким образом сознательно, целенаправленно готовится будущее стадо для системы нового мирового порядка. В этом нет никакого сомнения, потому что на всех уровнях виден глубоко продуманный план разрушения личности человека и, соответственно, общества. Разрушая личность и нормальные человеческие, общественные связи, людей хотят превратить в киборгов, которыми можно управлять и которые сами будут стремиться к тому, чтобы ими управляли. У такого киборга будет только одно стремление – получить наслаждение. Святой Максим Исповедник определяет ветхого человека кратко, но очень ёмко, проникая в самую суть: это, говорит он, когда человек ищет наслаждений и стремится избежать страданий. Такое существо сейчас усиленно взращивается глобалистами. В том числе и при помощи компьютерных игр. Если сейчас этот процесс не остановить, если не будет осознана реальная опасность происходящего, грядёт катастрофа. Причём опасность многократно усугубляется тем, что большинство взрослых относятся к ней легкомысленно и начинают бить тревогу только тогда, когда в их семье, с их ребёнком начинает твориться неладное. А пока этого не случилось, всё попускается.

Корр.: Во многих популярных компьютерных играх действуют мистические персонажи, эксплуатируются демонические образы. Психологи, изучавшие данный вопрос, утверждают, что создатели игр специально актуализируют в подсознании игроков архетипы ада. Почему душа так легко захватывается ими? Ведь это же очень страшно.

Иг. И.: Страшно, но душа, не ограждённая благодатью Божией, оказывается беззащитной перед тёмными силами. Даже если дети и получили благодать при крещении, они часто не живут в полноте благодатной жизни Церкви. Они не защищены ни молитвой матери, ни её чистой жизнью. В семье нет нормальной атмосферы, которая формирует и воспитывает личность. Они не получают благословения священника, не освящаются Таинствами. Сам брак подчас бывает не освящён. Поэтому такие дети оказываются без защиты и легко попадают под воздействие демонических сил.

Корр.: Но я знаю случаи, когда дети из вполне воцерковлённых семей, дети, которые с малолетства вели церковную жизнь, всё равно «подсаживались» на такие игры, тянулись к демонизму.

Иг. И.: Да, бывает и такое. Тайна человеческой личности непостижима. Бог даровал каждому человеку свободу, и обязательно настаёт момент, когда человек сам делает выбор. Нельзя его заставить жить по совести, как нельзя заставить и жить против совести. Однако можно соблазнять, искушать, подталкивать, создавать условия, делать рекламу. Что, собственно, сейчас и происходит. Поэтому даже православные дети далеко не всегда могут устоять. А раз так, то должна быть налажена мощная защита против этой чудовищной, необъявленной информационной войны. Хотя, впрочем, она уже объявлена, цели сформулированы, сказано, что враг номер один – это Православие… Прекратить войну можно только всей мощью государственной власти. В данном случае – безоговорочным запрещением губить детские души. Без цензуры, которая обеспечивала бы информационную безопасность детей и подростков, одержать победу не удастся.

Корр.: То есть запрещение большинства компьютерных игр необходимо?

Иг. И.: Совершенно необходимо! Точно так же, как запрещение всех форм порнографии, пропаганды насилия, оправдания извращений. Если это не будет сделано, дух тления, растление, конечно, будет распространяться. Против него невозможно действовать только силой человеческой. Должна быть сила благодати. А как она осенит власть, которая не противится растлению общества? Всё имеет духовное измерение. Сказано: «Несть власть аще не от Бога». Это не значит, что всякая власть от Бога. Может быть власть богоборческая. Она попущена Богом за наши грехи. Не всё, что творится вокруг, от Бога. Мир спасён крестной жертвой Агнца Христа, но воля синедриона, добившегося от Пилата распятия Господа, не перестаёт от этого быть величайшим злом, совершённым на Земле. Поэтому всегда актуален вопрос: кем движимы люди, которые стоят у кормила власти, чью волю они исполняют. Нейтрального положения тут быть не может. Христос сказал: «Кто не со Мной, тот против Меня». И если отвергается камень, на котором всё должно строиться в жизни каждого человека, страны, человечества, то строительство идёт вовсе не по пути, заповеданному Богом. В таком случае начинается строительство Вавилона, с вполне предсказуемыми последствиями. Но как мы видим, многих эта перспектива не останавливает.

Корр.: Можно услышать мнение, что компьютерные игры ничем принципиально не отличаются от сказок. Так же, как в сказках, там добро борется со злом, есть сказочные персонажи. Только тут играющий непосредственно принимает участие в действии, вот и вся разница…

Иг. И.: Это ложь, потому что сказки придерживаются традиционной системы нравственных координат, определение добра и зла в них очень чёткое. Нормальный ребёнок, погружающийся в мир традиционной сказки, не отождествляет себя с носителем зла. А в компьютерных играх человек может, при желании, войти в роль отрицательного персонажа. И, соответственно, персонаж как бы войдёт в него. Причём это отождествление происходит гораздо более полное, а значит, для души это страшнее, чем когда актёр играет злодея в театре или кино. Ведь азартная игра – а компьютерные игры безусловно азартны – сильнейшим образом разогревает страсти. Она захватывает людей целиком и вызывает более глубокое душевное повреждение.

Корр.: Почему повреждение больше?

Иг. И.: Играя в компьютерную игру, человек глубже проникает в образ своего персонажа и вообще в игровую реальность. И эта иная реальность подменяет собой реальность жизни.

Корр.: Потому что игры натуралистичны?

Иг. И.: Да. Человек, увлёкшийся ими, начинает жить псевдожизнью и этим наполняет своё существование. Все остальные занятия меркнут по сравнению с игрой. Там, в псевдореальности, он царь и бог. Это страшный соблазн, которому когда-то поддался первый человек, вкусив плод от древа познания, – самому определять и решать всё. Дело в том, что, как указывают некоторые богословы, библейское понятие «знание» адекватно на русский язык не переводимо. «Знать» включает в себя ещё и значение «судить». То есть сам человек вместо Бога будет судить, что есть добро и зло. И здесь, в виртуальной реальности компьютерных игр, именно это и происходит: человек становится человекобогом. Он – творец новой вселенной с её новыми законами. По существу, это такой маленький «антибог», который творит мир по своему произволу. Это даёт ему ложную, сатанинскую свободу, которая может увлечь человека в страшные, чудовищные бездны. Актёр не погружается в роль так глубоко, как игрок в компьютерную псевдожизнь. Она может стать основным содержанием жизни ребёнка. Да и не только ребёнка. Мы знаем взрослых, которые утопали в этом виртуальном море, и вывести их из этого состояния было невозможно.

Корр.: Значит, главный соблазн тут – гордыня?

Иг. И.: Гордыня и самоутверждение. Возможность исполнить все свои желания. Отсутствие границ. Главное – «я хочу». Это ж какой соблазн вседозволенности! «Запрещено запрещать». Творится мир, в котором всё позволено. В нём для ребёнка нет никакой высшей инстанции, с которой он должен считаться. Тут полный простор для ветхого человека и греха.

Страницы:
 
 
Copyright © 2000-2024, Russian-speaking Python & Zope User Group Ответственность